Эстафета здоровья

 

Малоподвижный образ жизни и здоровье сердечно-сосудистой системы

Малоподвижный образ жизни на 30% увеличивает риск кардиологических заболеваний, – предупреждает нас главный кардиолог области Юлия Золотова. В рамках акции «Эстафета здоровья» доктор рассказала нам, почему недостаток двигательной активности приводит к серьезным проблемам со здоровьем 

Гиподинамию уже давно наименовали болезнью века. Кажется, чем стремительнее развивается наш мир, чем больше появляется новых технологий, тем меньше люди стали двигаться: сидят за компьютерами и смартфонами, в офисе и дома, ездят на транспорте, поднимаются на лифтах, всё чаще предпочитают велосипедам электросамокаты.   

– Малоподвижный образ жизни в итоге может привести к развитию сердечно-сосудистых заболеваний, – предупреждает кардиолог. – Из-за недостатка движения возникают метаболические нарушения, что приводит к лишнему весу, ожирению, а это в свою очередь повышает риск сосудистых катастроф: инфаркта, инсульта. Малая физическая активность опасна тем, что способствует развитию артериальной гипертензии, не говоря уже о серьезных кардиологических заболеваниях. У людей с гиподинамией риск развития болезней сердечно-сосудистой системы возрастает на 25-35%. Поэтому физическая нагрузка организму необходима.  

МНОГИЕ ВЫНУЖДЕНЫ РАБОТАТЬ В СИДЯЧЕМ ПОЛОЖЕНИИ ПО 10-12 ЧАСОВ, НАПРИМЕР, ЗА КОМПЬЮТЕРОМ.  ЧТО МОЖНО СДЕЛАТЬ?

 сидячая работа. Чтобы минимизировать ее отрицательное действие, нужно делать перерывы на 5-10 минут каждый час.  Большинство людей заняты работой, и нет у них шанса утром и днем ходить в спортзал, бассейн, фитнес-клубы – двигательная активность для многих возможна только в вечернее время. Кардиолог акцентирует: не обязательно должна быть такая нагрузка, после которой сильно устаешь и хочется только прийти домой и лечь.  

– Движение должно приносить удовольствие. Например, это может быть просто вечерняя прогулка быстрым темпом. А можно подниматься по ступенькам подземных переходов. Ходьба тренирующе действует на нашу сердечно-сосудистую систему. В этот момент открываются мелкие сосуды, капилляры, улучшается кровоснабжение всех мышц, в том числе сердца. Организм будет более подготовлен, если когда-то возникнут какие-то острые события: ишемия, нарушение питания, гипоксия. Да и чтобы этого не происходило, тоже нужна физическая активность.   

Последователи ЗОЖ сегодня ставят себе планку «10 тысяч шагов», но у всех ли получится каждый день проходить такую дистанцию? 

–  10 тысяч шагов в день – это такая граница нашей нагрузки, – подмечает Юлия Владимировна. –  На самом деле уже посчитали: физическая активность должна занимать не менее 150 минут в неделю. Это должна быть  динамическая нагрузка, когда задействованы несколько групп мышц. Это опять же ходьба быстрым темпом, плавание, езда на велосипеде. Не у всех есть возможность посещать фитнес-клубы, а прогулки на открытом воздухе – бесплатны.  

Физическая нагрузка – это общее оздоровление организма. Что особенно важно в нашу ковидную эпоху. Чаще всего у нас люди начинают заниматься упражнениями, когда уже возникли проблемы со здоровьем. Поэтому мы говорим о том, что нужно всё профилактировать, не дожидаясь наступления болезней. Хотя пациентам, уже имеющим заболевания, многие врачи тоже прописывают физнагрузку, например, при сахарном диабете это помогает снижать уровень глюкозы в крови.  

 

 

Стань участником конкурса «СТОП, СПИД»: участвуй, твори, удивляй!

13 сентября в Оренбуржье стартовал областной творческий конкурс проектов «СТОП, СПИД!». Его организаторами являются региональный центр общественного здоровья и медпрофилактики и областной центр СПИД.

Участником может стать любой житель нашей области старше 16 лет (либо группа лиц). Для этого нужно проявить свою креативность и создать творческий продукт в одной из трех номинаций:

- Лучший дизайн-макет баннера для билборда по профилактике ВИЧ-инфекции;

- Лучший видеоролик для ТикТока по профилактике ВИЧ-инфекции;

- Лучший комикс по профилактике ВИЧ-инфекции.

Конкурсные работы принимаются до 17 ноября 2021 года на электронную почту Gob42@mail.orb.ru или по адресу г. Оренбург, ул. Алтайская, 12а; ГБУЗ «Оренбургский областной центр общественного здоровья и медицинской профилактики»

Экспертная комиссия будет оценивать работы не только по соответствию тематике, но и творческому подходу, оригинальности, эстетике оформления, достоверности, уровню технического исполнения.

Победителям конкурса будут вручены денежные призы:

- Лучший дизайн-макет баннера – 15 000 р.;

- Лучший видеоролик для ТикТока – 15 000 р.;

- Лучший комикс – 30 000 р.

Конкурс «СТОП, СПИД» проводится с целью поддержки и трансляции лучших работ по профилаткике ВИЧ-инфекции, а также привлечения внимания общественности к данной глобальной проблеме.

Более подробная информация, а также положение о конкурсе на сайтах центр-профилактики.рф и стопспид.рф

 

Начало учебного года. Без стрессов и хандры

Через считанные дни тысячи детей и подростков вновь пойдут в школу. Кто-то впервые. Для многих это – стресс, страхи, тревога, переживания… С чем это связано? Как настроить своего ребенка на позитив и сохранить его интерес к учебе? В рамках очередной акции «Эстафета здоровья» расспрашиваем медицинского психолога кризисного психологического центра для детей и подростков «Компас» (ООКПБ № 1) Анастасию Потокину.

ПОЧЕМУ НЕ ХОЧЕТСЯ?

– Важно понять, из-за чего формируются страх, нежелание, почему школа воспринимается как что-то негативное? Причины у детей могут быть разные. Либо это отсутствие друзей, либо сложности с успеваемостью, либо тревога, связанная с тем, что поставят плохую оценку, будут ругать учителя или наказывать родители. Нужно выяснить страхи и над ними работать. Родителям важно настраивать ребенка на то, что знания, полученные в школе, будут в жизни полезны; рассказывать, как помогает предмет в быту, приводить примеры: математика нужна, чтобы ты был финансово грамотным и умел рассчитываться в магазине, физика помогает понять, как происходят те или иные явления, и т.п. То есть важно находить интерес – для чего нужно учиться, тогда и обучение становится намного легче. И еще: доносите до ребенка – если ты ошибся, в этом нет ничего страшного, важно взять и попробовать эту ошибку исправить.

ПЕРВЫЙ РАЗ В ПЕРВЫЙ КЛАСС

– Самое главное – снизить тревогу у ребенка, потому что он приходит в новое место, незнакомое для него. Он еще не знает, какие дети будут с ним учиться, как проходят уроки, какие будут учителя… Расскажите. Дайте ему понять, что это не страшно, важно конкретизировать, как будет проходить каждое действие (линейка, урок, перемена), чтобы максимально адаптировать первоклассника к тем ситуациям, в которых он будет находиться. Предупредите ребенка: если возникнут какие-то сложности, сразу нужно говорить о них родителям. Если какие-то вещи будут проговариваться, составляться план действий (когда вдруг произойдет что-то неприятное), то ребенку будет намного легче адаптироваться к новым условиям.

ВАЖЕН ЛИ РЕЖИМ ДНЯ?

– Правильно организованный режим дня очень полезен для психического благополучия ребенка. Это нужно для того, чтобы школьник легче переносил нагрузки, не переутомлялся, чтобы у него были хорошие работоспособность и успеваемость. Если же, напротив, режим ребенка нарушится, то это может привести к раздражительности, беспокойству, плохому сну, снижению аппетита и даже серьезным отклонениям в здоровье школьника.

НЕ РУГАТЬ, А ДОГОВАРИВАТЬСЯ

– Самое главное – не критиковать и не ругать, если вдруг ребенок отказывается от выполнения домашних заданий, а надо выяснить причину, почему он не хочет садиться за уроки. Возможно, просто не успел доиграть, ему надо буквально две минуты. И здесь можно как раз договориться с ребенком, определить последовательность действий – если сейчас ты быстро выполнишь домашнее задание, у тебя останется много времени для любимой игры, мультика и т.п. Очень важно делать акцент на положительные изменения, которые его ждут.

Что касается подросткового возраста, здесь могут быть другие факторы, которые влияют на то, что школьник не хочет делать уроки. Неуверенность, тревога, беспокойство, страх оценок или наказания. Ни в коем случае нельзя кричать, шантажировать и наказывать. Это влечет за собой обратный эффект. С одной стороны, идет привыкание к угрозам, наказаниям, а с другой – формирует еще большие тревоги, напряженность и неуверенность. Кстати, неэффективен как метод «кнута», так и метод «пряника» – чрезмерные похвала и поощрения могут избаловать ребенка или же, наоборот, развить в нем неуверенность. Родителям важно максимально спокойно выяснить причину, почему ребенок не хочет садиться за уроки. Если самостоятельно это сделать не получается, полезно обратиться за консультацией к специалисту.

ОЦЕНКИ – НЕ ПОКАЗАТЕЛЬ УМА?

– Важно донести до ребенка: школьные отметки – не показатель умственных способностей, что данный результат, оценку всегда можно исправить. Очень важно готовить ребенка эмоционально спокойно реагировать на ситуацию проверки знаний. Выяснять переживания, которые связаны с контрольными, экзаменами. Из-за чего они – из-за оценок или страха наказания, когда родители жестко следят за успеваемостью школьника. Также полезно учить ребенка навыкам снижения тревоги, возможно, каким-то релаксационным техникам, необходимо прививать позитивное мышление.

СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ

– Очень важны семейные традиции. Хорошо, если родители будут находить время на совместную с ребенком игровую деятельность, какие-то мероприятия: походы в кино, театр, на площадки, прогулки. То, что не связано с учебной деятельностью, с уроками. Почему это важно? Чтобы ребенок не думал, что родители с ним взаимодействуют только тогда, когда у него проблемы с успеваемостью или поведением, чтобы он понимал, что его принимают таким, какой он есть, любят и ценят независимо от того, как он учится в школе. Поэтому очень важно ввести такой «родительский час» – это положительно сказывается на эмоциональном настрое ребенка и формировании доверия.

За психологической помощью можно обратиться в кризисный психологический центр для детей и подростков «Компас». Запись по телефону в Оренбурге 327-327 . Бесплатно и конфиденциально.

РЕБЕНОК И СМАРТФОН

Обойтись сегодня без гаджетов невозможно: они прочно вошли в нашу жизнь. Как взрослым, так и детям высокотехнологичные устройства позволяют общаться, получать информацию, а также развлекаться. Но всё чаще мы сталкиваемся уже с зависимостью, когда ребенок практически «живёт» в смартфоне.

Безопасны ли эти гаджеты для детей, как влияют на их развитие и как правильно организовать «общение» с девайсами – разбираем нюансы с медицинским психологом кризисного психологического центра для детей и подростков «Компас» (ООКПБ № 1) Анастасией Потокиной.

 - Полностью лишить ребёнка смартфона невозможно - это уже часть современной жизни. Поэтому крайне важно позаботиться, чтобы смартфон приносил только пользу.

Рекомендация первая: соблюдать ограничения по времени использования смартфона в зависимости от возраста ребенка. В 5-6 лет - не более 60 минут в день; 7-13 лет – не более 2 часов в день (с обязательными перерывами через каждые 15-30 минут). С подростками  надо договариваться, им необходимо делать перерывы, чтоб они могли спокойно погулять, встретиться с друзьями, заняться какой-то активностью.

Второе: важно составлять правила пользования телефоном в семье. Например, определите зоны, где и когда гаджеты не используются: на кухне во время еды или в спальне, за приготовлением домашних уроков. Не используйте телефон за 1-2 часа до сна. Заряжайте устройство вне спальни, чтобы не отвлекаться на приходящие сообщения, а ночью не было бы соблазна посидеть в телефоне.

Важно, чтобы взаимодействие с телефоном не влияло на физическую активность детей, на сон, питание и живое общение со сверстниками.

Третье: рассказывайте о правилах безопасного нахождения в интернете, объясните своему ребенку, если он хочет что-то скачать или перейти по ссылке, что сначала надо сообщить об этом родителю. Вы должны быть в курсе, какой контент просматривает ребенок, чтобы ему была недоступна какая-то запрещенная реклама.

Четвертое: развивайте другие интересы вашего школьника. Он должен быть чем-то занят. Именно свободное время дети заполняют бесконечным общением в социальных сетях и игрой в смартфонах.

Пятое: больше общайтесь со своим ребенком. Интересуйтесь, как он провёл день, что нового, о чём мечтает, кто его друзья, какие с ними отношения и т.п. Чем больше вы общаетесь с детьми, тем лучше узнаете их. На ранних этапах легче обнаружить тревожные признаки конфликтов и депрессий.

Профилактика заболеваний печени

Тему очередной акции «Эстафета здоровья» посвятим одной из важнейших желёз в организме человека – печени. О том, какие она выполняет функции и как не допустить их нарушений, как сохранить орган здоровым, рассказывает главный внештатный специалист гастроэнтеролог регионального минздрава Елена Подгороднева. 

МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ОРГАН 

Печень выполняет множество функций. Например, это место синтеза белков, жиров, углеводов, то есть печень поддерживает постоянство обмена веществ; это депо витаминов и микроэлементов, в железе также есть резерв крови. Но основная функция печени – детоксикация: все вредные вещества, которые попадают в организм, проходят некий барьер, который убирает токсины. То есть печень – тот орган, который проводит чистку организма – «генеральную уборку», поэтому очень важно «не загрязнять» организм токсичными веществами. 

ГЛАВНЫЕ ВРАГИ ПЕЧЕНИ 

Главный враг печени – алкоголь. Злоупотребление спиртными напитками и вызывает повреждение, разрушение печени.  

Второй вредоносный фактор – вирусные гепатиты: В,С, вообще их 8 вариантов существует.  Они оказывают прямое повреждающее действие на орган, разрушая его клетки, вследствие чего формируется цирроз печени. 

Третий враг – лекарственные препараты, а именно токсичные, все они проходят обезвреживание в печени и могут вызывать формирование гепатитов. Вот почему важно не заниматься самовольным приёмом таблеток, зачастую без повода, без назначений врача.  

Еще один враг – нездоровая еда. Жирная, жареная пища. Формируется стеатогепатит – воспалительный процесс печени на фоне её жирового перерождения, когда развивается повреждение здоровых клеток. 

Курение (пусть не напрямую, но опосредованно) тоже вредит печени. Она буквально «забивается» смолами, никотином и другими вредными веществами, содержащимися в сигаретном дыму.  

ЧУДО-ОРГАН – так можно сказать о печени, которая уникальна тем, что может восстановиться, даже если 70% её клеток разрушены или повреждены. 

Есть даже методика пересаживания печени, когда ребёнку от родителя имплантируют маленький кусочек печени и за год она регенерируется до нормальных размеров.

Аллергия…

Аллергия – повышенная чувствительность организма к какому-либо веществу – аллергену. Патологическая реакция возникает вследствие того, что иммунитет начинает борьбу против вторгшихся в организм антигенов, например, пыльцы, и тогда в данном случае развивается поллиноз. От этой сезонной (весенне-осенней) аллергии страдают миллионы людей во всем мире, по данным ВОЗ – каждый 5-й человек на планете. Как защитить себя от подобной неприятности, рассказывает главный внештатный специалист аллерголог регионального минздрава Елена Евгеньевна Старкова. 

АЛЛЕРГИЯ – ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ОСОБЕННОСТЬ 

Аллергические заболевания – в числе самых распространенных болезней. Существует много видов аллергии: пищевая, лекарственная, на укусы насекомых, на пыль, на животных, на холод. Значительную роль играет генетическая предрасположенность, а также особенность иммунного ответа каждого человека. Плюс к этому, конечно же, существуют и провоцирующие факторы: это плохая экология – не то пьем, не тем дышим; это несбалансированное питание, это нерациональная фармакотерапия (т.е. приём антибиотиков и других лекарств без повода), это хронический стресс.  

ПОД МАСКОЙ ОРВИ 

Впервые возникнув, аллергия может напоминать симптомы ОРВИ: заложенность носа, слезотечение, зуд в глазах, чихание. В первый год, естественно, человеку еще не понятно, что происходит, но, когда одинаковые симптомы повторяются из года в год в одно и то же время, он уже осознает, что это аллергия. Можно перечислить еще такие симптомы, как отёк и краснота век, насморк, одышка, сухой кашель, высыпания на коже. Разница в том, что при инфекционных заболеваниях (допустим, ОРВИ или Covid-19) обязательно будет температура, более выраженная интоксикация, при аллергии симптомы более сглаженные. И в отличие от инфекционных заболеваний аллергия протекает более длительно, порой растягивается на несколько месяцев. 

РАСПОЗНАТЬ АЛЛЕРГЕН МОЖНО 

Предположить, что для вас является аллергеном, вполне реально. Существует календарь цветения растений. Например, в апреле-мае у нас цветут деревья: береза, ольха, клён, лещина – соответственно, если симптомы из года в год появляются именно в апреле-мае, то причина недомогания – пыльца деревьев. Если же реакция возникает в начале июня – «виновны» злаковые травы: райграс, лисохвост, мятник, рожь. Позже, в июле-августе, цветут самые злостные для нашего региона аллергены – сорняки: полынь, лебеда, амброзия, циклахена, конопля – их цветение длится с середины июня и чуть ли не до конца октября, пока снег не ляжет. Поэтому ориентировочно мы даже без проб можем сказать, на какой аллерген человек реагирует.

КАК ЗАЩИЩАТЬСЯ 

Что можно посоветовать аллергикам в период цветения? Прежде всего старайтесь в такие дни – солнечные, жаркие, сухие – не выезжать на природу и вообще как можно меньше находиться на улице.  Если же выходите, надевайте маску и солнцезащитные очки – они будут барьером для проникновения пыльцы на слизистые оболочки. Придя с улицы, обязательно умойтесь, промойте глаза, нос, прополощите горло, примите душ, то есть нужно смыть с себя всю пыльцу. Если находитесь дома, закрывайте окна, включайте очиститель воздуха, регулярно проводите влажную уборку. То же касается машины – когда едете, закрывайте окна, включайте кондиционер.  

В период поллиноза нельзя употреблять фитопрепараты, травяные чаи, мёд, использовать какую-то фитокосметику, потому что это может вызвать дополнительную аллергическую реакцию. 

ОПАСНОСТЬ ОСЛОЖНЕНИЙ 

Респираторная аллергия может осложниться в итоге ангионевротическим отеком, когда отекают губы, веки, уши, может отекать ротоглотка вплоть до стеноза гортани. Наиболее грозным осложнением аллергии может быть анафилактический шок, когда у человека падает 

давление, он теряет сознание – тут только реанимационные неотложные мероприятия могут его спасти. Другое опасное осложнение – бронхиальная астма. Чтобы она не развилась, надо стараться на первых этапах начинать лечить поллиноз – аллергический ринит. Кстати, этой патологией страдают полмиллиарда человек в мире. И здесь тоже играет роль наследственный фактор. 

РАННЯЯ ДИАГНОСТИКА = СПОКОЙНАЯ ЖИЗНЬ 

Как же обезопасить себя от осложнений? Конечно же, это ранняя диагностика аллергии: не когда человек болеет 10-15 лет и уже начал задыхаться, а в первые год-два. Что для этого делается? Пациент должен посетить аллерголога, сделать аллергопробы, выявить виновные аллергены, затем провести специфическую иммунотерапию. Тогда и риск возникновения астмы будет минимальным. Что еще важно? Конечно же, отказаться от вредных привычек! Нормализовать питание, фармакотерапию – всё это обсуждается индивидуально с врачом. Если работа связана с вредным производством, то постараться сменить работу в такой ситуации. 

ПИЩЕВАЯ АЛЛЕРГИЯ  

ФЕНОМЕН ПЕРЕКРЁСТНОЙ РЕАКЦИИ 

Чаще всего пищевой аллергией страдают дети – до 10% детского населения. Это связано прежде всего с физиологическими особенностями желудочно-кишечного тракта малышей.   Постепенно, взрослея, ребенок перестает реагировать на какие-либо продукты, молоко, яйца – и чаще всего перерастает эту аллергию. 

Однако есть такой интересный феномен, как перекрёстная пищевая аллергия. Она встречается у людей с аллергическим ринитом, когда у них есть аллергия на пыльцу. Так вот, их организм как бы путает пыльцу с некоторыми растениями из-за сходного аминокислотного состава. К примеру, если у человека аллергия на пыльцу деревьев, то у него запросто может возникнуть реакция на любые косточковые фрукты: яблоки, груши, персики, вишню, черешню. 

Если у человека аллергия на злаковые травы, у него может быть реакция на мюсли, каши, хлеб. Если у человека аллергия на пыльцу сорняков, можно ожидать реакцию на семечковые продукты – халву, козинаки, арбузы, дыню, тыкву, кабачок. Надо сказать, так бывает не у всех, и это совсем не значит, что человеку с аллергией на какую-то пыльцу следует строго исключать какие-то продукты. Всё индивидуально. То есть если человек заметил реакцию, то он отказывается от продукта, если ест его спокойно – пусть ест и дальше. 

ГРУДНОЕ ВСКАРМЛИВАНИЕ: польза для малыша и мамы

Июльскую акцию «Эстафета здоровья» посвятим теме грудного вскармливания. Какие плюсы у естественного питания, польза для здоровья мамы и малыша, какие преимущества у материнского молока перед искусственной смесью – на эти вопросы отвечает врач-неонатолог, заведующая отделением для новорожденных детей областного перинатального центра ООКБ № 2 Людмила Могильницкая.

– Правда ли, что грудное молоко – лучшая пища для малышей?

– Несомненно, это – идеальное питание детей первого года жизни. Грудное молоко создано самой природой и его невозможно заменить какой-то искусственной смесью, даже самой дорогой.

В грудном молоке уникальный состав, который меняется в зависимости от возраста ребёнка, в зависимости от времени суток. В момент рождения – это молозиво, а как малыш подрастает – меняется состав белков, жиров, углеводов, иммунных компонентов, антигенный состав. Только грудное молоко содержит незаменимые аминокислоты, жирные кислоты, которые необходимы для полноценного развития ребёнка. Грудное молоко не вызывает аллергических реакций у малыша. Сывороточные белки схожи с клеточками ребёнка, поэтому легко всасываются и в неизменном виде поступают в кровь. У находящихся на грудном вскармливании детей легче проходит адаптация к пищевым веществам, гораздо меньше таких явлений, как колики, запоры, метеоризм, которые происходят в силу незрелости желудочно-кишечного тракта новорожденных.

Грудное молоко содержит все необходимые микроэлементы, витамины, ферменты, гормоны и другие биологически активные вещества, которые исключительно важны для роста младенца.

– Почему при грудном вскармливании ребенок более защищён от инфекций?

– Потому что с грудным молоком малыш получает иммунные компоненты – иммуноглобулин, лизоцим, антитела от многих болезнетворных бактерий и вирусов. То есть материнское молоко обладает мощным антиинфекционным свойством. Очень важно ребёнку получить с маминым молоком защиту, ведь на первом году жизни иммунная система малыша незрелая (формируется только к 3 годам). Причем каждая мама даёт своему ребёнку именно ту защиту, в которой он нуждается. В летнее время – профилактика кишечных инфекций, зимой – вирусных и бактериальных. Молозиво. которое выделяется сразу после рождения малыша, можно назвать первой вакцинацией ребёнка, так как в нём находится самое большое количество антител. 

– Правда ли, что малыши, не получающие грудного молока, имеют более высокий риск заболеваний?

– Мамы, которые отказываются от грудного вскармливания, подвергают своих деток большему риску развития заболеваний. Искусственное вскармливание большинство учёных называют «метаболическим стрессом» для ребёнка.  Установлена связь между искусственным питанием и повышенным риском возникновения ожирения, сахарного диабета, кардиоваскулярных заболеваний и даже онкологических. Такие детки чаще подвержены респираторным, кишечным инфекциям. Поэтому они должны находиться под особым наблюдением медиков.

– Какие плюсы для здоровья получает мама при грудном вскармливании?

– Гормоны, которые выделяются у мамы при кормлении грудью, способствуют сокращению матки, уменьшению кровопотери, следовательно, риска анемии. Такие женщины быстрее восстанавливаются после родов. У кормящих мам практически не бывает послеродовых депрессий. Также у них значительно ниже риск развития рака молочной железы, яичников, матки.

Еще один плюс – неоценимое удобство. При кормлении грудью не требуется столько сил, труда, времени, как при кормлении из бутылочки, где требуется прежде помыть, обработать посуду, развести смесь, остудить и т.п. При грудном вскармливании не возникают перебои с детским питанием, еда всегда под рукой – нужного количества, необходимой температуры, стерильная. И конечно, это экономически выгодно для семьи (сравните с покупкой смесей).

– «Спокоен ребенок, спокойна и мама» – насколько сильно грудное вскармливание влияет на укрепление эмоциональной связи матери и малыша?

– Это бесценный эмоциональный, психологический контакт матери и ребёнка. Младенец меньше плачет, мама более ласкова. При кормлении грудью рождается удивительное чувство защищённости, близости и доверия, которое сохраняется на протяжении всей жизни.

Дети вырастают более коммуникабельными, способность к обучению у них выше. Многие психологи считают, что мать во время кормления грудью задаёт программу будущей жизни своему ребёнку, мысленно или шёпотом желая ему всяческих благ.

– А существуют ли противопоказания к грудному вскармливанию?

– Со стороны мамы – это наличие ВИЧ-инфекции, онкологии, туберкулёза, а также приём тех препаратов, которые могут токсически воздействовать на ребёнка. Перенесение заболевания – ОРВИ, например, или даже Covid-19, не является противопоказанием к кормлению грудью – в этом случае мама соблюдает масочный режим.

Противопоказания со стороны ребёнка – это может быть глубокая недоношенность, когда отсутствует сосательный рефлекс, либо имеются врождённые пороки развития. Но это не абсолютные противопоказания, так как уже в родильном зале мы закапываем ребёнку молозиво. И уже потом детки, находящиеся в реанимации, также продолжают получать материнское молоко (мамы сцеживают), таким образом мы сохраняем лактацию у мамы и возможность дальнейшего грудного питания у ребёнка. Доказано: материнское молоко способствует скорейшему выздоровлению малыша и профилактике осложнений у данных деток.

– Нередко встречаются мамы, которые считают, что у них недостаточно грудного молока, что их ребёнок остается голодным и надо переходить на смесь. Бывают «немолочные» мамы?

– Это миф! Не бывает безмолочных мам, не бывает плохого молока! Очень часто нам приходится слышать: у меня нет молока, мой ребенок голодный, у меня болит грудь, я устала, я хочу спать, дайте смесь – самый лёгкий выход из положения. Это, скорее всего, немотивированные на грудное вскармливание либо просто ленивые мамы. Женщина должна понимать, насколько важно грудное молоко. У нас в женских консультациях есть школы будущих мам, где беременным объясняют это, показывают обучающие фильмы, дают почитать брошюры. А вообще это должно закладываться еще с детства, в семье.

Грудное вскармливание будет успешным, если мама хорошо себя чувствует, если ребёнок правильно приложен к груди, он сосет так часто и так долго, сколько ему потребуется. Мама должна понимать при наблюдении чувства беспокойства ребенка, что он голоден, и не нужно заставлять малыша плачем требовать еду. Мама должна понимать, что большинству деток требуется ночное кормление, что чем больше ребёнок сосет грудь в первые дни, тем быстрее у мамы появится молоко и полностью восстановится лактация. До 4-6 месяцев рекомендуется исключительно грудное вскармливание, не требуется никакого другого питания (при условии, что все хорошо).

Помните: молоко и сердце матери ничем заменить нельзя!